eva_k2 (eva_k2) wrote,
eva_k2
eva_k2

Categories:

Танцовщицы Эдгара Дега.

Звезда (Танцовщица на сцене)
Автор - Эдгар Дега

Написана в 1878 году.
Пастель, бумага.
Размер 0,60*0,44
Музей Орсэ, Париж.


Арабеск
Автор - Эдгар Дега

Написана в 1877 году.
Масло, пастель, холст.
Размер 0,38*0,67
Музей Орсэ, Париж

Четыре танцовщицы
Автор - Эдгар Дега

Написана в 1899 году.
Масло, смешанная техника, холст.
Размер 1,51*1,80
Национальная Галерея Искусств, Вашингтон, США.

Танцовщицы у балетного станка
Автор - Эдгар Дега

Написана в 1877 году.
Масло, холст.
Размер 0,76*0,81
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Эта картина демонстрирует зрителю сценку, как будто подсмотренную “случайно” через дверь танцевального класса. Однако несмотря на кажущуюся мимолетность сюжета, композиция была тщательно выверена Дега и детально отрисованы фигуры балерин.

В левой части картины изображена лейка (при помощи которой поливают пол в танцевальной зале – чтобы не скользил), между ней и балериной, стоящей справа можно уловить забавную аналогию. Балерина стоит у балетного станка в такой позе, что ее левая рука напоминает ручку изображенной здесь же лейки, правая нога – носик лейки.

После того, как картина была закончена, Дега сожалел об этом визуальном каламбуре и попросил тогдашнего владельца картины Анри Руарта вернуть ее для переделки. Однако Руарт отказался, поскольку побоялся, что в процессе переделки Дега испортит работу.

Танцовщица у фотографа
Автор - Эдгар Дега

Холст, масло.
Размер 0,65*0,50.
Справа внизу подпись: Degas.
ГМИИ Москва, инв. № 3274.

Репетиция
Автор - Эдгар Дега

Написана примерно в 1874-1877 годах.
Размер 0,58*0,84
Собрание Баррела, Глазго.

«Волшебство запечатленного мгновения»,

— так называл Дега фотографию. Он и его современники использовали принцип фотографии для фиксации на полотне ускользающего момента.

Талантливый фотограф-любитель, Дега использовал фотографию как один из источников вдохновения. Наиболее заметно влияние фотографии проявилось в композиции его полотен, например в асимметрии и подрезании фигур краем картины. В фотографии подобные эффекты возникают случайно, но в картинах Дега они тщательно выверены и продуманы. Срезанные фигуры и оставленные на картине пустыми участки не только отвергают общепринятые классические принципы композиции, но и помогают создать ощущение случайности, после чего вся картина смотрится как сценка, выхваченная взглядом прямо из жизни.

Одна из главных задач, которую ставили перед собой импрессионисты, состояла в передаче движения и ускользающего мига, и Дега был не единственным, кто пытался придать своей картине ощущение моментального снимка.

Другим важным элементом стали для Дега работы Идверда Майбриджа, на которых тот впервые запечатлел фазы движения животных и человека, невидимые простым глазом. Хотя знакомство Дега с работами Майбриджа произошло уже после написания им «Репетиции», движения, переданные художником на этом раннем шедевре, показывают его тягу к изображению, полученному с помощью фотографии.

«Меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега.

Он в самом деле часто обращался к этой теме, и его ранний шедевр «Репетиция» позволяет оценить всю уникальность созданных им образов балерин. Дега отказывается от изображения звезд балета, сверкающих на залитой светом сцене, и показывает нам закулисную жизнь парижского театра Опера, танцевальный класс, где юные танцовщицы репетируют под руководством опытного мастера-педагога.

Необычность темы — репетиция — и манера письма придают картине документальность, позволяя зрителю заглянуть в тайную жизнь театра.

Как всегда, композиция картины выверена Дега до мелочей. Центральная часть пространства картины остается пустой, — фигуры репетирующих собраны в верхнем левом углу, а справа на переднем плане мы видим двух юных балерин, ожидающих своей очереди, и сопровождающую их мать. При этом фигура одной из танцовщиц на переднем плане оказывается неожиданно подрезанной краем картины. Винтовая лестница направляет взгляд зрителя по зигзагу — вверх, затем вниз и снова вверх сквозь руки и ноги балерин, создавая ощущение движения и связывая всю композицию.

Репетиция - Дега

1. Винтовая лестница образует эффектный вход в левом углу картины, создавая ощущение движения в трехмерном пространстве. Вверху мы видим пару спускающихся по лестнице обнаженных ног, которые перекликаются с парой обнаженных ног внизу, создавая ощущение движения на заднем плане картины, остающемся вне нашего поля зрения. Макет такой винтовой лестницы был обнаружен в мастерской Дега.

2. Срезанные перилами. Иногда Дега срезал изображенные фигуры не только краем картины» но и с помощью других элементов композиции. Здесь вертикальные стойки и диагональные перекладины перил разрезают фигуру балерины, находящейся позади лестницы.

3. Прозрачная ткань. “Балерины всегда были для меня предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение.” — говорил Дега. Здесь восхитительный шелковый пояс персикового цвета изображен на фоне прозрачной белой балетной юбки.

4. Арабеск. Согнутая рука балерины, четко вырисовывающаяся на фоне окна, служит поворотной точкой для зигзага, который описывает взгляд зрителя. Балерина выполняет арабеск; несмотря на неподвижность позы, фигура ее передает ощущение движения и выглядит не застывшей, а отражающей мимолетность мгновения.

5. Педагог. Фигура педагога невелика по размеру, но ярко выделяется благодаря алой рубашке. Дега изобразил здесь Жюля Перро, одного из выдающихся балетных танцоров своего времени, который вел занятия в танцклассе парижского театра Опера. Он не занимался танцем начиная с 1864 года, и картина является данью уважения мастеру. Здесь художник сам уподобляется педагогу, — ведь они оба приводят балерин в движение по своей воле. Портрет Перро написан Дега с фотографии, сделанной ориентировочно в 1861 году.

6. Матери и дочери. Матери, ожидающие своих дочерей или помогающие им переодеваться, часто появляются в балетных сценках Дега, рисующих закулисную жизнь театра. Мать, изображенная на этой картине, встречается и на других полотнах художника. Он писал ее со своей экономки, Сабины Ней.

7. Зеленое и красное. Участки зеленого и его дополнительного, красного цвета подчеркивают приглушенные бледно-желтые тона деревянного пола в танцевальном классе. Особенно волнующий цветовой участок возникает там, где создается контраст между зеленой шалью сидящей балерины и красной клетчатой накидкой ее матери, которая в свою очередь перекликается с алой рубашкой педагога, Жюля Перро.

Балерина, завязывающая туфлю (набросок)
Автор - Эдгар Дега

Написана в 1880 году.
Карандаш, уголь, бумага.

Голубые танцовщицы (1890)
Автор - Эдгар Дега

Написана в 1890 году.

Одно из многочисленных изображений балерин перед выступлением.

Эта поздняя работа Дега обращает на себя внимание прежде всего вибрацией цветовых пятен, в то время как линия, когда-то так любимая художником, играет здесь второстепенную роль. Такое смягчение формы напоминает поздние произведения Клода Моне.

Танцевальный класс
Автор - Эдгар Дега

Написана в 1873-1875 годах.
Масло, холст.
Размер 0,85*0,75
Музей Орсэ, Париж

http://impres-paint.ru/tancevalnyj-klass/

Tags: живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments